Так это начиналось

Так это начиналось


 Во второй половине дня 29 июля 1957 года на площади около здания управления комбината начали готовиться к торжественному митингу, по случаю открытия трамвайного движения в городе Салавате. Установили столы и стулья, громкоговорящие устройства, повесили красные флаги. Ближе к 16.00 на площади собралось очень много народа: работники комбината, трамвайного управления и других предприятий. Трамвайные вагоны установили по порядковым номерам от кольца в сторону города, и они подъехали ближе к месту торжества. Митинг открыл начальник КЖАТ В.Н. Лабза. Выступили начальник комбината И А. Березовский, председатель исполкома горсовета Р.Г. Ишмухаметов, начальник трамвайного цеха В.П. Сидоров. Также дали слово молодому водителю трамвая Лиде Абдуллиной.

Ровно в 17.00 начал играть духовой оркестр и под музыку председатель исполкома горсовета Р.Г. Ишмухаметов разрезал красную ленту, протянутую перед трамвайным вагоном № 1. Трамвайный вагон № 1 под управлением водителя М.М. Ганичкиной (Касьяновой) подошёл к остановке и произвёл посадку первых пассажиров. Остальные трамваи тоже открыли двери и начали сажать пассажиров. После этого все трамваи с 3—4-минутным интервалом начали движение. Трамваем № 2 управлял Г. Ганюпов, № 3 —Л. Абдуллина, № 4 — Ф.Х. Ахметзянова (Ширгалеева), №5 — К. Набиуллииа и т.д. Пассажиры радовались, пели песни почти до самого города. Так открылось движение трамваев по нашему городу.

Тогда существовал всего один маршрут — от разворотного кольца колхозного рынка до разворотного кольца управления комбината. В то время между трамвайным депо и кольцом колхозного рынка на однопутном участке трамваи двигались только при выезде утром и при возвращении вечером или на осмотр и ремонт при неисправности.

Зима с 1957 на 1958 год пришла раньше, чем обычно, снега было очень много. Трамвайный цех не был готов к внезапному снегопаду. Вагоны застревали в снежных заносах, в результате ездили с перебоями. Снегоуборочной техники не было. Не хватало лопат, метел и других инструментов для очистки путей. Когда от сильных заносов трамвайные вагоны вообще не могли ходить, выходили на очистку снега почти все работники трамвайного цеха. Приходили помогать и работники комбината, солдаты из стройотряда. В некоторых случаях приглашали учащихся ГПТУ.

К зиме 1958—1959 годов подошли более подготовленными, сказался опыт прошлой зимы: заранее подготовили необходимый инвентарь и инструменты. С весны 1958 года начали изготавливать плуговой снегоочиститель на базе старого трамвайного вагона, полученного из Уфимского трамвайного депо, заказали много лопат и метел. Однако одного снегоочистителя было мало, большинство работ по уборке снега выполнялось вручную.

В 1960-х годах началось строительство в юго-западной части города завода технического стекла и одновременно трамвайной линии до него. Параллельно велось строительство пути тяговой подстанции № 3 и контактной сети. Завод техстекла для перевозки своих рабочих приобрел несколько трамвайных вагонов марки КТМ-2. В 1967 году строительство трамвайной линии от разворотного кольца «8 школа» до завода техстекла завершилось. Были открыты новые маршруты от завода техстекла до НС ТЭЦ и до управления комбината. С 1967 по 1971 годы трамвайное хозяйство находилось в ведении двух предприятий — комбината № 18 и завода техстекла. Часть трамвайной линии от разворотного кольца «8 школа» до завода техстекла со всем электрооборудованием находилась на балансе завода техстекла, остальная — на балансе комбината. Ремонтный персонал и водители тоже были разделены и заработную плату получали от этих предприятий.

Подчиняясь двум предприятиям и не получая никакой помощи и поддержки, трамвайное хозяйство работало на износ. Необходима была замена изношенных рельсов, прогнивших шпал, требовалась замена многих деталей подвески контактной сети и запасной части к трамвайным вагонам, но предприятия средств на это не выделяли. Из-за низкой заработной платы наблюдалась большая текучесть кадров: не хватало путевых рабочих, кондукторов и слесарей по ремонту вагонов. Руководство трамвайного хозяйства ни один вопрос не могло самостоятельно решить, оно было зависимо или от завода техстекла, или от комбината. В большинства, случаев острые, необходимые вопросы оставались нерешенными.


По ходатайству руководства трамвайного хозяйства и исполкома городского Совета в 1971 году был решён вопрос об объединении двух участков трамвайного хозяйства и передаче его в систему коммунального хозяйства города. При этом ставился вопрос о строительстве диспетчерского пункта, о расширении ремонтной базы трамвайных вагонов, о складском помещении и других подсобных помещениях. Все эти намеченные мероприятия были выполнены в течение 1971—1974 годов.

После перехода трамвайного хозяйства в систему коммунального хозяйства оно стало называться Салаватским трамвайным управлением при Министерстве жилищно-коммунального хозяйства. Все инструктивные и директивные материалы поступали от главного управления городского электротранспорта.